Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей в области
реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной
категории с учетом их психофизических особенностей.
В образовательных учреждениях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения
образования обучающимися с ОВЗ (п. 23, приказ Минобрнауки № 1015).
К специальным условиям обучения относятся:
·Использование
адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация
образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках
индивидуального учебного плана.
·Использование
специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и
методов организации работы.
·Использование
специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
·Использование
специальных технических и средств обучения как коллективного, так и
индивидуального пользования.
·Предоставление
услуг ассистента (помощника) или тьютора.
·Комплексное
психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий.
·Обеспечение
доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны
способствовать получению образования определенного уровня и определенной
направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через
организацию системы инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение включает:
- Наличие в штатном расписании специалистов (учитель -
логопед, педагог - психолог).
- Проведение комплексной диагностики особых
потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
- Разработка индивидуальной программы развития, в том
числе коррекционной программы.
- Реализация мероприятий (проведение коррекционных
занятий) в соответствии с индивидуальной программой развития.
- Отслеживание динамики развития ребенка.
- Консультации специалистами педагогов и родителей
(законных представителей), оказание методической помощи.
- Анализ эффективности работы команды специалистов.
- Психологическая поддержка всех участников
образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Логопедический
кабинет
Логопедический кабинет предназначен для
проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющих тяжелые
нарушения речи. Логопедический кабинет используется для работы по следующим
направлениям:
- профилактика речевых
нарушений;
- диагностика речевых
нарушений;
- коррекция речевых
нарушений;
- консультирование
родителей и педагогов;
- организационно-методическая
работа.
Площадь кабинета: 11,7 кв. м.
Размещение: третий этаж.
Количество рабочих мест учителей-логопедов: 1
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеется физкультурный и музыкальный залы со
всем необходимым оборудованием для музыкального и физического развития детей.
В физкультурном и
музыкальном залах проводятся фронтальные занятия по физическому и музыкальному
развитию детей. В физкультурном зале ежедневно проводится утренняя гимнастика.
В вечернее время с детьми проводится индивидуальная работа с детьми, праздники
и развлечения музыкального и спортивного характера. Реализация физического
развития детей осуществляется через систему физкультурно – оздоровительной
работы. Для этого в физкультурном зале имеется необходимое современное
спортивное оборудование и инвентарь. Пространство физкультурного зала позволяет не ограничивать детей в
движении и достигать высокой двигательной активности.
Площадь музыкального зала: 80,3 кв. м
Площадь физкультурного зала: 79.9 кв. м
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид
объекта спорта (спортивное сооружение) |
Адрес
|
Описание
|
Фотоальбом
|
Спортивная
площадка № 1 |
620072,
Свердловская область, город Екатеринбург, улица Сиреневый бульвар, 11а |
Площадь: 100м2 |
|
Спортивная
площадка № 2 |
620072,
Свердловская область, город Екатеринбург, улица Сиреневый бульвар, 11а |
Площадь: 96м2 |
|
Спортивный
зал |
620072,
Свердловская область, город Екатеринбург, улица Сиреневый бульвар, 11а |
Площадь: 79,9 м2 Описание: оснащен различным спортивным оборудованием:
спортивные комплексы, гимнастические скамейки, мячи разного размера, обручи,
скакалки, дуги, кегли, щит баскетбольный, мягкие модули, тренажеры, беговая
дорожка (детский тренажер), конусы. В каждой возрастной группе есть спортивные
центры |
|
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении имеются все необходимые пособия, технические средства.Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая
среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и
оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор
средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности
(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих
задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
В МБДОУ – детском саду
№313 созданы условия доступности для категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Разработан паспорт доступности ДОО с учетом категорий лиц с
ограниченными возможностями.
Коррекционно - развивающая работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных
методических разработок и дидактических пособий.
В ДОО создана среда,
способствующая эффективной коррекционно-развивающей помощи: коррекционное
оборудование (массажные мячи, детские игровые комплексы, комплекты мягких
модулей) развивающее оборудование (развивающие сюжетно - ролевые игры).
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.
В МБДОУ – детском саду №313 также создаются условия доступности для всех
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: кабинет логопеда.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно- развивающую деятельность: педагог – психолог, учитель - логопед,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская
сестра. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:
тренажеры на развитие осязания и мелкой моторики, массажные мячи, набивные
мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ – детском саду №313 обеспечена возможность
беспрепятственного входа на территорию и в здание детского сада, организована
круглосуточная охрана. Вход в здание оборудован кнопкой вызова, в здании
находятся ответственные сотрудники, готовые оказать помощь всем обратившимся.
Специальные условия питания
УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МБДОУ – детский сад №313 организовано 4-х разовое
питание. Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет
большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей железом,
селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для
существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата
или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической
работоспособности и т.п. Поэтому определяющим принципом организации детского
питания должно стать сбалансированное питание. Питание воспитанников в МБДОУ –
детский сад №313 организовано в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
Учреждение работает по 20-дневному меню, утвержденному
заведующим МБДОУ - детским садом №313. В рационе питания используются пищевые продукты,
обогащенные незаменимыми микронутриентами такими как: йодированная соль,
витаминизированные соки, кисели и напитки, витаминизированный хлеб. Проводится
круглогодичная искусственная С - витаминизация третьего блюда.
Специальные условия охраны здоровья
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
организацию оказания первой медико-санитарной помощи в МБДОУ – детский сад №313
осуществляет МАУ "Детская городская поликлиника № 13", руководствуясь
совместным Приказом Министерства здравоохранения СО № 1178-П и Министерства
общего и профессионального образования СО № 210-д от 16.09.2014г. "О
совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях
Свердловской области".
В соответствии с
лицензией и соглашением с МАУ «Детская городская поликлиника № 13» об
осуществлении медицинской деятельности в ДОУ организовано медицинское обслуживание
медицинской сестрой и врачом.
Вход в здание оборудован пандусами и поручнями. Сменная кресло-коляска для ребенка с ОВЗ по
необходимости предоставляется согласно договора между МБДОУ – детского сада
№144 и МБДОУ – детского сада №313. Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений для детей с ОВЗ не предусмотрено техническим
паспортом МБДОУ - детский сад №313. Адаптированных лифтов в ДОО нет, но
организована приказом руководителя МБДОУ рабочая группа для переноса ребенка в
другие помещения. Расширенные дверные проемы предусмотрены. Наличие общежития,
интерната не предусмотрено. При входе в здание детского сада имеется
дублирование для детей с ОВЗ информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом
Брайля. Услуги сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика по слуху и зрению не
предоставляются, но по необходимости согласно договора между МБДОУ – детский сад
№313 и МБДОУ – детский сад №101 предоставляются услуги сурдопереводчика.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
ДОО имеется доступ к сети Интернет. Ресурсы сети Интернет используются для
взаимодействия с родителями (законными представителями), обмена информацией с
коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения. Доступ
осуществлен через проводной интернет и систему Wi-Fi. Воспитанники дошкольной образовательной организации
доступ к сети Интернет не имеют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными
возможностями здоровьядля повышения качества педагогического процесса в
МБДОУ - детский сад №313 используются собственные электронные образовательные и информационные
ресурсы:
- мультимедийные презентации;
- видеозаписи;
- мультипликационные фильмы, созданные детьми;
- интерактивные игры;
- дистанционное
обучение.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В каждой возрастной группе имеется ноутбук. В музыкальном
зале имеется мультимедиапроектор. В логопедическом кабинете - интерактивная
доска.