Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Кировского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 313 620072, город Екатеринбург, улица Сиреневый бульвар,11,а тел (343)223-55-80, e-mail:mbdou313@mail.ru, http://313.tvoysadik.ru Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO и ТИКО» конструирование Актуальность ТИКО и LEGO-технологий значима в свете внедрения ФГОС, так как: они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социальнокоммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Программа «ЛЕГО и ТИКО» конструирование создана с опорой на учебное пособие «ЛЕГО-конструирование в детском саду», Е.В. Фешина, 2015г. Учитывая требования компетентностного подхода в обучении, в рамках реализации программы, разработана программа компетентностного компонента, включающая дополнительно – развивающие мероприятия за рамками часов учебной деятельности, цель проведения которой является формирование основ коммуникативной компетентности учащихся. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать у детей дошкольного возраста способности к техническому моделированию, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО и ТИКОконструированием. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Воспитательные: -развитие основ социальной активности через сюжетно-ролевые игры, участие в беседе, обсуждении; -воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; -формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); -развитие социально-трудовых компетенций: трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца в рамках реализации программы. Развивающие: формирование творческих способностей и познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода. Предметные: развитие логического мышления и конструкторских умений у воспитанников при создании творческих продуктов из ЛЕГО и ТИКО конструкторов. Конструкторы LEGO и ТИКО являются универсальными и многофункциональными, поэтому они могут использоваться в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка, стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные и творческие способности. Работа с конструкторами ТИКО и LEGO позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество. С помощью ТИКО и LEGO дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков. Использование ТИКО и LEGO конструкторов помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе. Планируемые результаты освоения программы Программа нацелена на подготовку дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений: -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; -соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; -формирование познавательной и социальной мотивации; -формирование адекватной самооценки; -формирование умения прийти на помощь другу; -формирование способности учитывать чужую точку зрения; -воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.). Метапредметными результатами является умение использовать регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия: для предоставления учащимся возможности творческой самореализации и развития познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода через участие в сюжетно-ролевых играх. Предметными результатами являются умения: - дети определяют основные детали ЛЕГО и ТИКО конструктора (назначение, особенности); -осваивают простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения); - используют все виды конструкций: плоские, объёмные; -соблюдают технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. -осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); -конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; -конструируют по образцу; -с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности, реализовывают творческий замысел.