Содержание Раздел 1. Целевой 3-5 3 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 4 1.3. Планируемые результаты освоения программы 5 Раздел 2. Содержательный 2.1. Формы, способы, методы программы 2.2. Характеристика программы и средства реализации Раздел 3. Организационный 3.1. Материально-техническое обеспечение программы 3.2 Методическое обеспечение программы Приложения 1 2 3 4 Перспективный план совместной образовательной деятельности (младший дошкольный возраст 3-4 года) Перспективный план совместной образовательной деятельности (средний дошкольный возраст 4-5 лет) Перспективный план совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Мониторинг программы 6-7 6 7 7-8 7 8 9-26 9-13 14-18 19-24 25-26 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ТИКО-моделирование и LEGO-конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. ТИКО-моделирование позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с ТИКО трансформируемым Игровым конструктором для обучения. LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор детей с помощью уникального современного конструктора LEGO. Актуальность ТИКО и LEGO-технологий значима в свете внедрения ФГОС, так как: они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социальнокоммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Программа «ЛЕГО и ТИКО» конструирование создана с опорой на учебное пособие «ЛЕГО-конструирование в детском саду», Е.В. Фешина, 2015г. Учитывая требования компетентностного подхода в обучении, в рамках реализации программы, разработана программа компетентностного компонента, включающая дополнительно – развивающие мероприятия за рамками часов учебной деятельности, цель проведения которой является формирование основ коммуникативной компетентности учащихся. 3 1.2. Цель и задачи программы ЦЕЛЬ: развивать у детей дошкольного возраста способности к техническому моделированию, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО и ТИКО-конструированием. ЗАДАЧИ: Воспитательные: -развитие основ социальной активности через сюжетно-ролевые игры, участие в беседе, обсуждении; -воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; -формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); -развитие социально-трудовых компетенций: трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца в рамках реализации программы. Развивающие: формирование творческих способностей и познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода. Предметные: развитие логического мышления и конструкторских умений у воспитанников при создании творческих продуктов из ЛЕГО и ТИКО конструкторов. Конструкторы LEGO и ТИКО являются универсальными и многофункциональными, поэтому они могут использоваться в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка, стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные и творческие способности. Работа с конструкторами ТИКО и LEGO позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество. С помощью ТИКО и LEGO дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков. Использование ТИКО и LEGO конструкторов помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе. 4 1.3. Планируемые результаты освоения программы Программа нацелена на подготовку дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений: -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; -соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; -формирование познавательной и социальной мотивации; -формирование адекватной самооценки; -формирование умения прийти на помощь другу; -формирование способности учитывать чужую точку зрения; -воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.). Метапредметными результатами является умение использовать регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия: для предоставления учащимся возможности творческой самореализации и развития познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода через участие в сюжетно-ролевых играх. Предметными результатами являются умения: - дети определяют основные детали ЛЕГО и ТИКО конструктора (назначение, особенности); -осваивают простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения); - используют все виды конструкций: плоские, объёмные; -соблюдают технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. -осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); -конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; -конструируют по образцу; -с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности, реализовывают творческий замысел. 5 2. Содержательный раздел 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы Формы, способы, методы и средства реализации программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Содержание программы рассчитано на детей от 3-5 лет. Работа организуется во второй младшей, средней, старшей группах с октября по май каждого учебного года, в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познавательное развитие». Кружок проводится 2 раза в неделю (8 раз в месяц). Длительность занятий: -дети от 3-4лет - 20 минут, -дети от 4-5 лет - 25 минут, -дети от 5-6 лет - 30 минут. Программа «ЛЕГО и ТИКО» конструирование имеет социальнопедагогическую, научно-познавательную и техническую направленность. По уровню содержания программа – ознакомительная, по целевой установке – развивающая, по форме составления – адаптированная. Методики ЛЕГО и ТИКО реализуются через следующие формы: -плановые занятия или как часть занятия (конструкторы по выбору воспитателя или детей); -индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 25-30 минут); -подготовка ребёнка к конкурсу; -работа с одарёнными или отстающими детьми, повседневное самостоятельное конструирование; -строительная игра в свободное от плановых занятий время; -участие в фестивалях, конкурсах; -долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых являются дети, родители и воспитатели. В процессе обучения используются такие педагогические приёмы: вступительная беседа, проблемная ситуация, сюжетно-ролевая и дидактическая игры, задание по образцу, конструирование с использованием технологических карт и инструкций, творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Используются следующие способы обучения дошкольников конструированию: по образцу, по модели, по условиям, по карточкамсхемам, по свободному замыслу, тематическое конструирование. 6 2.2. Характеристика программы Конструкторы ТИКО и ЛЕГО применяются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня, посредством интеграции во все образовательные области. В социально-коммуникативном направлении происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми. В познавательном развитии – воплощение замысла из деталей конструктора, а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В речевом развитии - развитие звуковой и интонационной культуры речи. Самостоятельная творческая деятельность детей, создание замысла из деталей конструктора развивают художественно-эстетический вкус. В физическом направлении идет развитие координация движения, крупной и мелкой моторики рук. ЛЕГО и ТИКО конструкторы служат прекрасной средой для режиссерских и сюжетно - ролевых игр детей. Конструирование носит проблемно-поисковый характер деятельности, игровая форма делает занятия увлекательными и способствует усилению к обучению. Большое место в процессе обучения отводиться творческому и сотворческому (вместе с педагогом) конструированию. Сборке моделей по образцу, по схеме, на слух, по самостоятельному замыслу. В процессе занятий учитываются идеи, находки детей, возникшие в процессе обучения. Такое сотрудничество позволяет превратить общую работу коллективный замысел. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Программа реализуется в кабинете дополнительного образования «Робототехника», расположенного на втором этаже МБДОУ – детского сада № 313. Помещение оснащено: -стеллажами и ящиками для хранения конструкторов; -выставочной зоной; -ноутбуком; -мольбертом, -столами для работы детей, -наборами конструкторов: ТИКО-Грамматика, Фантазер, Геометрия, ЛЕГОнаборами: классик; -демонстрационным материалом: наглядные пособия, цветные иллюстрации, образцы, необходимая литература, схемы. 7 3.2. Методическое обеспечение программы Список литературы: 1. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014. 2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. 3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с. 4. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г. *Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. 5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с. 6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 7. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. 37 с. 8. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.- С. 52-54. 9. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998.–150 с. 10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с. 11. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с. 12. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с. 13. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 2007. - № 10. - С. 112-115. 14.Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебнометодическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с. 15.Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с. 16.Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г. 8 Приложение № 1 Перспективный план совместной образовательной деятельности (младший дошкольный возраст 3-4 года) Месяц Октябрь Тема «Деревья осенью» «Дорожки в лесу» «Лесной друг – Ёжик-Тико» Работа по образцу «Ёлочки в лесу» Объемное моделирование «Красивые рыбки ЛЕГО» «ТИКО-Зайчик» «Гусенок-ЛЕГО» «Лисичка – подруга зайчика» ТИКО-конструирование Ноябрь «Улитка-ЛЕГО» «Геометрический лес» ТИКО-конструирование Цели Познакомить с зайчонком ТИКО и с конструктором, который он им принес. Дать понятие равносторонний и остроугольный треугольник. Классифицировать их. Учить соединять треугольники между собой, делая из них разноцветные листочки для деревьев. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. Закрепить названия геометрических фигур – квадрат, треугольник. Учить составлять дорожку, чередуя по цвету квадраты. Учить делать замещение (квадрат из 2 равносторонних треугольников). Сравнивать дорожки по длине. Развивать мелкую моторику рук. Внимательно рассматривать образец воспитателя и узнавать, из каких фигур он состоит; закрепить названия треугольников (равносторонний и остроугольный); познакомить с прямоугольником; делить образец на составные части; собирать по образцу конструкцию. 2 вариант - педагог раскладывает на столы наборы («Фантазёр» или «Геометрия») конструкторов, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции. Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы разной величины (по образцу). Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей. Внимательно рассматривать схему и узнавать фигурузайца; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме). Учить строить из конструктора гусенка. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме). Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически (детям распределяются схемы фигур предыдущих занятий – гриб, еж, заяц, лиса). Самостоятельно найти 9 «Большие и маленькие пирамидки» ЛЕГО-конструирование «Новый теремок для зверей» ТИКО. Объемное моделирование «Ворота для заборчика» ЛЕГО-конструирование «Ёлочка, снежинка» ТИКО-конструирование Декабрь необходимые фигуры и сконструировать по схеме. Сделать из треугольников объемные елочки разные по высоте. Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Учить конструировать домик кубической формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Взрослый помогает соединить кубы между собой в один большой теремок и сделать крышу. Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора. Ориентировка на плоскости. Учить выполнять постройки по словесной инструкцию взрослого. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность «Цветок» Из геометрических фигур сконструировать цветок. ТИКО-конструирование Учить узнавать пятиугольник. «Лесной домик» Учить строить дом. Распределять детали ЛЕГОЛЕГО-конструирование конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. «Ваза» Расположение деталей в заданной ТИКО-конструирование последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». «Мебель» Развивать способность выделять в реальных ЛЕГО-конструирование предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. «Стулья для трёх Учить детей исследовать и конструировать объемные медведей» предметы (стулья) кубической формы (по образцу); ТИКО. Объемное сравнивать по величине. моделирование «Русская печь» Рассказать о русской печке. Развивать воображение, ЛЕГО-конструирование фантазию. Учить строить печку из конструктора. «Кукольная комната» Продолжать учить детей работать по образцу, ТИКО. Объёмное закрепить названия предметов мебели их моделирование предназначение. Выбрать себе схему одного вида мебели и сконструировать самостоятельно. Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Мебель» ТИКО. Конструирование предметов кубической формы – Объемное «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать». Понятия 10 Январь Февраль Март моделирование «Загон для коров и лошадей» ЛЕГО-конструирование «Снеговик» ТИКО-конструирование «большой», «маленький». Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. 2 вариант – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать её из других деталей. «Грузовик» Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструирование ЛЕГО-конструктора. «Горка» Учить собирать по схеме горку, находить и ТИКО-конструирование раскрашивать отдельные детали конструкции; «Дом фермера» Учить строить большой дом для фермера. Развивать ЛЕГО-конструирование фантазию и творчество. Учить доводить начатое дело до конца. «Мельница» Учить строить мельницу по образцу. Развивать ЛЕГО-конструирование воображение, фантазию. «Знакомство со Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. светофором» Закреплять навыки конструирования светофора из ЛЕГО-конструирование ЛЕГО-конструктора. «Машина» Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему ТИКО-конструирование на составные части; собирать по схеме конструкцию, дорисовывать несколько недостающих деталей конструкции. «Светофор» Продолжать знакомить со светофором. Учить правила ЛЕГО-конструирование дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. «Пистолет» Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему ТИКО-конструирование на составные части; находить необходимые детали самостоятельно, собирать по схеме конструкцию, при отсутствии необходимой детали соединять ее из других фигур. «Робот» Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из ЛЕГО-конструирование ЛЕГО-конструктора. «Танк» Сконструировать фигуру (танк) и раскрась схему. ТИКО-конструирование Внизу схемы раскрашивать ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовывать недостающие ТИКО-детали. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Самолет» Из имеющихся фигур самостоятельно ЛЕГО-конструирование сконструировать самолет. Учить замещению недостающих фигур. «Мы едем в зоопарк» Учить отличать хищников от травоядных животных. ЛЕГО-конструирование Из имеющихся фигур самостоятельно сконструировать животных. «Красивый коврик» Учить детей чередовать фигуры по цвету между ТИКО-конструирование собой. 11 «Корзинка» ТИКО. Объемное моделирование «Цветок для мамы» ТИКО-конструирование Апрель Май Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Сконструировать фигуру (цветок) и раскрашивать схему. Внизу раскрасить ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовать недостающие ТИКОдетали. «Обезьяна» Учить строить обезьяну из ЛЕГО-конструктора ЛЕГО-конструирование Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. «Слон» Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. ЛЕГО-конструирование Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Птица» Повторяем понятие «пятиугольник». Учить ТИКО-конструирование конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. Развивать мелкую моторику. «Ракета, космонавты» Рассказать о космических ракетах и космонавтах. ЛЕГО-конструирование Учить строить ракету и космонавтов из ЛЕГОконструктора. «Ракета» Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО-конструирование ТИКО – фигуры по образцу. «Грузовая машина с Учить сооружать знакомую конструкцию по прицепом» графической модели, соотносить ее элементы с ЛЕГО-конструирование частями предмета. «Домашние животные» Познакомить детей с домашними животными. Найти ТИКО-конструирование среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. «Корабли» Дать обобщенное представление о кораблях. Учить ЛЕГО-конструирование способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. «Домашние животные» Продолжать знакомить детей с домашними ТИКО-конструирование животными. Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. «Поезд» Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с ЛЕГО-конструирование колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Животные наших Познакомить детей с животными наших лесов. Найти лесов» с детьми иллюстрации животных (медведя, лисы, ТИКО-конструирование соболя, белки). Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. Создать с помощью сконструированных детьми елочек лес-тайгу и поместить туда зверей. 12 «Пожарная машина» ЛЕГО-конструирование Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать нужность профессии. «Лиса» Продолжать знакомить детей с животными наших ТИКО-конструирование лесов. Найти с детьми иллюстрации животных. Сконструировать выбранное животное. Самостоятельная работа по схеме. «Самолет» Рассказать о профессии летчика. Учить строить ЛЕГО-конструирование самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. «Белка» Продолжать знакомить детей с животными наших ТИКО-конструирование лесов. Найти с детьми иллюстрации животных. Сконструировать выбранное животное. Самостоятельная работа по схеме. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. В результате освоения программы ребенок может: Знать строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки) конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина). Уметь выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части, устанавливать ассоциативные связи, анализировать образец постройки, самостоятельно изменять постройки, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции. Иметь представление о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада, о простейших архитектурных формах. 13 Приложение 2. Перспективный план совместной образовательной деятельности (средний дошкольный возраст 4-5 лет) Месяц Октябрь Ноябрь Тема «Грибы» ЛЕГО-конструирование Цели Закреплять знания ядовитых и съедобных грибов. Называть отличительные черты разных видов съедобных грибов. Учить строить грибы из ЛЕГОконструктора. «Осень. Урожай» Классификация различных видов многоугольников ТИКО. Плоскостное (по форме). Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструирование Дерево, конструировать по схеме, образцу. Развивать игровое листья березы, ивы, общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. клена, яблоко «Домашние животные» Классификация различных видов многоугольников ТИКО. Плоскостное (по размеру). Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструирование конструировать по образцу. Развивать игровое Кот, собака корова, общение друг с другом с помощью ТИКО – фигур. петушок, лошадь, баран (по выбору ребенка) «Разные домики» Учить строить домики разной длины и величины из ЛЕГО-конструирование ЛЕГО-конструктора. «Дикие животные» Закреплять умение различать многоугольники. Игра ТИКО. Плоскостное «Найди пару» (найти в геометрическом лесу конструирование заданные фигуры). Задание на замещение фигур Лиса, медведь, белка, (конструирование квадрата). Учить делать выбор мышь (по выбору ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. ребенка) «Кафе» Учить создавать сложную постройку, работать ЛЕГО-конструирование вместе, не мешая друг другу. «Птицы» ТИКО. Классификация различных видов многоугольников. Плоскостное Задание на замещение фигур (конструирование конструирование Цапля, прямоугольника). Учить делать выбор ТИКО-фигуры ворона, синица (по и конструировать по схеме, образцу. выбору ребенка) ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Цветок» Из геометрических фигур сконструировать цветок. ТИКО-конструирование Учить узнавать пятиугольник. «Кукольная комната» Продолжать учить детей работать по образцу, ТИКО. Объёмное закрепить названия предметов мебели их моделирование предназначение. Выбрать себе схему одного вида мебели и сконструировать самостоятельно. Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. «Плывут корабли» Рассказать о водном транспорте. Учить строить ЛЕГО-конструирование корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. «Мебель» Учить конструировать по схеме и образцу, объемные 14 ТИКО-конструирование Стол, стул, кровать, шкаф «Катер» ЛЕГО-конструирование Декабрь Январь конструкции. Задание на (конструирование ромба). замещение фигур Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». «Посуда» Учить конструировать по схеме и образцу, объемные ТИКО-конструирование конструкции. Задание на замещение фигур Чашка, блюдце (конструирование равностороннего треугольника). «Пароход» Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять ЛЕГО-конструирование навыки конструирования. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Зоопарк» Закреплять представления о многообразии животного ТИКО-конструирование мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. Соединять ТИКО фигуры в определенном направлении. «Пирамида» Учить конструировать четырехугольную, ТИКО. Объемное пятиугольную пирамиды. Соединять ТИКО-фигуры в конструирование определенном направлении. «Слон» Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. ЛЕГО-конструирование Развивать творческие навыки и терпение. «Куб» Учить конструировать куб. Соединять ТИКОТИКО. Объемное фигуры в определенном направлении. конструирование «Верблюд» Учить строить верблюда из ЛЕГО-конструктора. ЛЕГО-конструирование «Елка» Учить конструировать треугольную пирамиду. ТИКО. Объемное Соединять ТИКО-фигуры в определенном конструирование направлении. «Новогодние игрушки» Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. ТИКО. Объемное Соединять ТИКО-фигуры в определенном конструирование направлении. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Домашние животные» Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, ЛЕГО-конструирование фантазию, мелкую моторику рук. «Зима. Зимние забавы» Пространственное ориентирование (соединение ТИКО. Объемное деталей в заданной последовательности вверх, вниз, конструирование справа, слева). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по схеме, образцу, по собственному замыслу. Осваивать 1 способ сборки объемных конструкций. «Дети» Учить строить девочку и мальчика из большого 15 ЛЕГО-конструирование «Кормушка для птиц» ТИКО-конструирование Февраль Март ЛЕГО конструктора «Дупло». Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). Осваивать 1 способ сборки объемных конструкций. «Дом фермера» Учить находить материал для постройки. Учить ЛЕГО-конструирование строить домики разно величины и длины. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Грузовой автомобиль» Учить создавать сложную постройку грузовой ЛЕГО-конструирование машины из ЛЕГО-конструктора. Учить правильно соединять детали «Транспорт» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО-конструирование по образцу. Продолжать осваивать 1 способ сборки объемных конструкций. «Пожарная часть» Рассказать о профессии пожарного. Учить строить ЛЕГО-конструирование пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. «Военная техника» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО-конструирование по образцу. Осваивать 2 способ сборки объемных Танк, ракетная установка конструкций. Военная техника» ТИКО-конструирование Военный корабль Военная техника» ТИКО-конструирование Пистолет «Самолет» Закреплять знания о профессии летчика. Учить ЛЕГО-конструирование строить самолет по схеме. ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Цветы» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО. Плоскостное по образцу. Соединение ТИКО-фигур в конструирование определенном направлении. Продолжать осваивать 12 способ сборки объемных конструкций. «Беседка» Закреплять представления о назначении и строении ЛЕГО-конструирование беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. «Цветы, корзина» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО. Объемное по образцу. Соединение ТИКО-фигур в конструирование определенном направлении. Продолжать осваивать 12 способ сборки объемных конструкций. «Пастбище» Уточнять и закреплять знания о домашних ЛЕГО-конструирование животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. «Конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать 16 сказки «Курочка Ряба» ТИКО. Объемное конструирование Бабушка, дедушка, курочка, гнездо «Робот» ЛЕГО-конструирование Апрель Май по образцу или по собственному замыслу. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. Познакомить с разными игрушками - роботами. Учить строить из ЛЕГО-конструктора роботов – девочек и мальчиков. «Поезд мчится» Учить строить шпалы разными способами по схемам ЛЕГО-конструирование и поезд по образцу. «ТИКО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Ракета, космонавты» Рассказать о первом космонавте нашей страны. ЛЕГО-конструирование Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке. «Космос» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО. Плоскостное по образцу и по схеме. Продолжать осваивать 1-2 конструирование способ сборки объемных конструкций. Ракета, звезды «Космос» ТИКО. Плоскостное конструирование Летающие тарелки «Светофор, Закреплять знания о светофоре. Учить правила регулировщик» дорожного движения. Строить проезжую часть и ЛЕГО-конструирование надземный переход. «Дом. Лесенка» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО. Объемное по образцу и по схеме. Продолжать осваивать 1-2 конструирование способ сборки объемных конструкций. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. «Дом» Диктант для ТИКО-конструирования «Дом с ТИКО. Объемное трубой». Развивать игровое общение друг с другом с конструирование помощью ТИКО-фигур. «Речные рыбки» Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора. Развивать ЛЕГО-конструирование навыки конструирования, мелкую моторику рук. Свободная тема Конструирование по собственному замыслу. ТИКО. Объемное конструирование «Аквариум» Познакомить с обитателями аквариума. Учить ЛЕГО-конструирование строить аквариум из ЛЕГО-конструктора. «Насекомые» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО. Объемное по образцу и по схеме. Пространственное конструирование ориентирование (соединение деталей в заданной 17 Божья коровка, бабочка, паук, мотылек «Лабиринт» ЛЕГО-конструирование последовательности вверх, вниз, справа, слева). Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. «Попугай» Продолжать знакомить с плоскостным ЛЕГО-конструирование конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. «Конструирование по Закреплять полученные навыки. Учить заранее замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, Мониторинг называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. В результате освоения программы ребенок может: Знать основные части и характерные детали конструкций, новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги). Уметь устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни, анализировать сделанные модели и постройки, создавать разнообразные постройки (конструкции, модели), заменять одни детали другими, строить по схеме (по инструкции), самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, работать коллективно. Иметь представление о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта или модели, о способах различных конструктивных решений и планировании, создания собственной постройки или модели, конструкции. 18 Приложение 3 Перспективный план совместной образовательной деятельности (старшая группа 5-6 лет) Месяц Октябрь Тема Коллективная работа «Фермерское хозяйство» ЛЕГО-конструирование «Осень. Урожай» ТИКО-конструирование «Грузовик везет кирпичи» ЛЕГО-конструирование «Белка» ТИКО-конструирование «Волк» ТИКО-конструирование «Пингвин» ЛЕГО-конструирование «Лиса» ТИКО-конструирование «Еж и заяц» ТИКО-конструирование Ноябрь «Многоэтажные дома» ЛЕГО-конструирование «Корабль» ЛЕГО-конструирование «Куб, пирамида» ТИКО-конструирование Цели Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме «Морковь», «Гриб»). Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. Плоскостное конструирование Сравнение и классификация многоугольников по 2 -3 свойствам. Упражнение «Отгадай фигуру» (по описанию). Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Совершенствовать умение планировать свою деятельность. Плоскостное конструирование Сравнение и классификация многоугольников по 2 -3 свойствам. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. Объемное конструирование Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник. Игра «Чудесный мешочек». Учить конструировать куб, четырехугольную, пятиугольную пирамиды из развертки. Соединять ТИКО-фигуры в определенном 19 «Берлога медведя» ЛЕГО-конструирование «Детский сад» ЛЕГО-конструирование «Призма» ТИКО-конструирование «Кормушка для птиц» ЛЕГО-конструирование «Замки, крепости» ТИКО-конструирование работа в двух подгруппах Декабрь «Животные на ферме» ЛЕГО-конструирование «Октаэдр» ТИКО-конструирование «Забор. Мост» ЛЕГО-конструирование «Коляска для малыша» ЛЕГО-конструирование «Елка, шар новогодняя игрушка» ТИКО-конструирование Коллективная работа «Дед Мороз» ТИКО-конструирование Коллективная работа «Снегурочка» ТИКО-конструирование направлении. Логическое задание на замещение фигур (конструирование шестиугольника). Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Учить строить детский сад из ЛЕГО-конструктора. Развивать память и внимание. Объемное конструирование Учить конструировать четырехугольную, пятиугольную призму из развертки. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Объемное конструирование Учить конструировать четырехугольную, пятиугольную призму из развертки. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах. Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Объемное конструирование Учить конструировать октаэдр из развертки. Задание на карточке (сконструировать фигуру по контурной схеме «Олень», «Снежинка»). Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. Объемное конструирование Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. Объемное конструирование Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. 20 «Сани Деда Мороза» ЛЕГО-конструирование Январь «Снегокат» ЛЕГО-конструирование «Кормушка для птиц» ТИКО-конструирование «Карусели» ЛЕГО-конструирование «Снегирь, синица» ТИКО-конструирование «Санки» ТИКО-конструирование «Горка» ЛЕГО-конструирование Февраль «Лыжник, лыжи» ТИКО-конструирование «Маяк» ЛЕГО-конструирование «Самолет, вертолет» ТИКО-конструирование «Автомобиль» ТИКО-конструирование «Знакомство с дорожными знаками» ЛЕГО-конструирование «Военная техника» ТИКО-конструирование Пушка, бинокль Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Осваивать 2 способ сборки объемных конструкций. Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Осваивать 2 способ сборки объемных конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию. Объемное конструирование Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Продолжать осваивать 1-2 способ сборки 21 «Подводная лодка» ЛЕГО-конструирование объемных конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию. «Подводная лодка, ракетная установка» ТИКО-конструирование Март Апрель Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. «Ваза» Объемное конструирование ТИКО-конструирование Задание на карточке (конструирование фигуры по (3 вида по выбору) контурной схеме). Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. «Цветы» Объемное конструирование ТИКО-конструирование Задание на карточке (конструирование фигуры по Ромашка, тюльпан контурной схеме). Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. «Играем в зоопарк» Закреплять знания о работниках зоопарка и его ЛЕГО-конструирование обитателях. Строить фигуры животных из ЛЕГОконструктора. «Ворота для футбола» Развивать способность видеть последовательность ЛЕГО-конструирование операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Закреплять навыки строить по схемам. «Стадион» ЛЕГО-конструирование Продолжать учить работать в коллективе. «Конструирование Объемное конструирование или плоскостное сказки «Репка» Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать ТИКО-конструирование по образцу или по собственному замыслу. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. ТИКО-конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать Бабушка, дедушка, по образцу или по собственному замыслу. репка, девочка, собачка, Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных кошка, мышка конструкций. «Ракета, космонавты» Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. ЛЕГО-конструирование Учить строить ракеты из ЛЕГО-конструктора. «Звездолет, ракета» Задание на карточке (конструирование фигуры по ТИКО-конструирование контурной схеме). Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «над», «под», «по диагонали»). Объемное конструирование. Учить делать выбор 22 Май ТИКО фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Осваивать 3 способ сборки объемных конструкций. «Космический корабль» Рассказать о космическом корабле. Учить строить ЛЕГО-конструирование космический корабль из деталей ЛЕГОконструктора. «Луноход» Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из ЛЕГО-конструирование деталей конструктора. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность «ТИКО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность «Мемориал: Вечный Пространственное ориентирование (соединение огонь» деталей в заданной последовательности - «вверх», ТИКО-конструирование «вниз», «справа», «слева», «над», «под», «по диагонали»). Диктант для ТИКО-конструирования «Пилотка военная» «Звезда». Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 3 способ сборки объемных конструкций. «Обелиск» Развивать способность видеть последовательность, ЛЕГО-конструирование операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Развивать творческую инициативу, «Самолет» ЛЕГО-конструирование самостоятельность. «Бабочка, божья Задание на карточке (сконструировать фигуру по коровка» контурной схеме «Бабочка»). ТИКО-конструирование Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. «Дома на нашей улице» Закреплять умение строить домики разной величины ЛЕГО-конструирование и длины. «ТИКО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, Мониторинг называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Объемное конструирование. Конструировать по собственному замыслу. «ЛЕГО-конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее по замыслу» обдумывать содержание будущей постройки, Мониторинг называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. В результате освоения программы ребенок может: Знать детали наиболее подходящие для постройки, способы их комбинирования. Уметь самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений, работать коллективно, сооружать различные конструкции 23 Иметь представление одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением. о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении, о различных видах наборов ЛЕГО и ТИКО, планировании процесса возведения постройки, сооружения постройки, объединенной общей темой, о создании различных моделей: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, работы с ними, с помощью интерактивных средств. 24 Приложение 4 Мониторинг программы Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей детей в конструировании из деталей конструктора ЛЕГО и ТИКО, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.). Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков. Виды мониторинга: *промежуточный после первого полугодия (декабрь) в виде открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты. *итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ учащихся, выполненных в течение учебного года. Диагностическая карта Ф.И. ребенка Называет цвет деталей Называет детали конструкт ора Работает по схеме Строит по творческо му замыслу Строит по образцу Строит по инструкц ии педагога Работает в команде Умеет рассказыв ать о постройке н н н н н н н н к к к к к к к к Умеет скреплять детали конструкт ора н к Итого н (По каждому пункту ставится один балл) Уровни освоения программы: высокий уровень – 7 – 9б. средний уровень – 4 – 7б. низкий уровень – 1 – 3б. 25 к Критерии уровня развития умений и навыков Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Достаточный (3): может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. Средний (2): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Умение проектировать по образцу Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (3): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. Средний (2): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. Умение конструировать по схеме Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме. Достаточный (3): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме. Средний (2): может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. 26