ДОП Умники и умницы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий
успешного
развития личности. Ребёнок, который начал читать в
дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не
умеющим читать сверстником.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать
для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и
привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном
действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на
письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов
- букв используются следующие приемы работы: конструирование из
палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка
образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и
целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению
словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению
значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных
моментов образования, так
как является частью процесса речевого
развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов
получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на
первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную
ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает
со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость
приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению
режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому
добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то
увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной
жизни не будет освоен.
Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы,
обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного
развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач
возрастного психического развития ребенка .
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста
активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные
вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные
и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и
размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую
математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи

и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется
общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются
предпосылки для развития логического мышления.
Для решения этой задачи, в дошкольной дидактике применяются
разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными
пособиями являются логические блоки, разработанные венгерским
психологом и математиком Дьенешем, палочки X. Кюизенера, игры В.В.
Воскобовича.
В процессе разнообразных действий с таким дидактическим
материалом (выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.)
дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу
относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации,
обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции
«не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях у
старших дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической
культуры мышления, способность производить действия в уме, у детей
тренируются внимание, память, восприятие, развивается, прежде всего,
логическое мышление, формируются представления о математических
понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации,
кодирование со знаком отрицания). Воспитывается самостоятельность,
инициатива, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей;
развиваются способности к моделированию и конструированию.
Целью данной программы является построение системы обучения
чтению и развития логического мышления у детей в возрасте 5-7 лет,
подготовка к школе.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи
программы:
1. Овладение умением работать с полным составом звуков и букв
русского языка.
2. Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых
сочетаний – чтению.
3. Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и
воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его
звучание.
4. Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной
деятельности.
5. Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать
свои мысли, чувства, переживания.

6. Учить оперировать свойствами, отношениями предметов, числами;
выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру.
7. Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять
закономерности чередования и следования, оперировать в плане
представлений, стремиться к творчеству.
8. Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в
уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и
достижении результата.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и
специфических
принципах:
- принцип систематичности и последовательности: организация и
последовательная подача материала («от простого к сложному»);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными
блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию
речи;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения.
Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:
25 минут для детей 5 - 6 лет, 30 минут для детей 6 - 7 лет.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи.
Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и
согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и
синтеза.
При составлении программы учитывались индивидуальные и
возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и
способности. Важным условием реализации программы является психологопедагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и
доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в
новых для него условиях обучения.
Учебно-тематический план по программе «Умники и умнички»
(обучение чтению)
Тема

№
п/п

Количество часов
Всего

Раздел «Знакомство со словом и предложением,
слогом»

Практика

3

3

1

Знакомство со словом и предложением

1

1

2

Знакомство со слогом

1

1

3

Составление рассказов по сюжетным картинам.
Мнемотехника

1

1

24

24

Раздел «Звуко-буквенный этап»
4

Знакомство со звуками. Дифференциация гласных
звуков от согласных

1

1

5

Звук и буква «А». Звук и буква «О»

1

1

6

Звук и буква «У». Сочетание «АО», «АУ», «УА»

1

1

7

Звуки [М] и [М'], буква «М». Закрепление знаний

1

1

1

1

об изученных буквах и звуках (А, О, У)
8

Звуки [С] и [С'], буква «С». Закрепление знаний
об изученных буквах и звуках (А, О, У, М).

9

Звуки [Х] и [Х'], буква «Х». Закрепление знаний о
звуках и буквах (М, С).

1

1

10

Звуки [Р] и [Р'], буква «Р». Закрепление знаний о
звуках и буквах (С, Х)

1

1

11

Звук и буква «Ш». Закрепление знаний о звуках и
буквах (Х, Р)

1

1

12

Звуки [Л] и [Л'], буква «Л». Закрепление знаний о
звуках и буквах (Р, Ш)

1

1

13

Звуки [Н], [Н'] и буква «Н». Дифференциация
гласных звуков от согласных

1

1

14

Звук и буква «Э». Звук и буква «Ы»

1

1

15

Звук и буква «Ю». Звук и буква «Я»

1

1

16

Звук и буква «Е». Звук и буква «Ё»

1

1

17

Звук и буква «И». Звук и буква «Й»

1

1

18

Звуки [З], [З'] и буква «З». Дифференциация звуков
[С] - [З]

1

1

19

Звуки [К] и [К'] и буква «К» - звуки [Г] и [Г'] и буква
«Г»

1

1

20

Звуки [Д] и [Д'] и буква «Д» - звуки [Т] и [Т'] и буква
«Т»

1

1

21

Звуки [П] и [П'] и буква «П» - звуки [Б] и [Б'] и буква
«Б»

1

1

22

Звуки [В] и [В'] и буква «В» - звуки [Ф] и [Ф'] и
буква «Ф»

1

1

23

Звук и буква «Ж». Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]

1

1

24

Звук и буква «Ц»

1

1

25

Звук и буква «Ч» - звук и буква «Щ»
Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]

1

1

26

Буквы [Ь] и [Ъ]

1

1

27

Закрепление знаний об изученных гласных и
согласных звуках

1

1

2

2

Раздел «Итоговые занятия»
28

Чтение слов и коротких фраз, игровые упражнения

1

1

29

Работа с известными детскими книгами. Чтение
названий известных детских авторов

1

1

30

Диагностика

1

1

30

30

ИТОГО:

РАЗДЕЛ 1. «Знакомство со словом и предложением, слогом»
Тема 1. «Знакомство со словом и предложением»
Практика. Объяснение понятий «слово» и «предложение». Знакомство с
понятиями «слово» и «предложение». Игровое задание с загадками. Игровое
задание «Четвертый лишний» на развитие логического мышления, умения
классифицировать. Дидактическая игра «Знайка» на умение составлять
предложение и его схему.
Тема 2. «Знакомство со слогом»
Практика. Объяснение понятия «слово». Знакомство с понятием «слог».
Показать способы деления слов на слоги, со схемой слов и слогов. Обучение
навыку составления слов из слогов, умению разбирать слова из 2-3 открытых
слогов. На материале игровых заданий «Угадай слово по его описанию» и др.
Игра с мячом «Дополни недостающие слоги», «Встанем по цепочке», работа
с разрезными картинками на развитие памяти, слухового внимания,
слогового анализа и синтеза.
Тема 3. «Составление рассказов по сюжетным картинам.
Мнемотехника»
Практика. Повторение изученного материала. Составление предложений по
сюжетным картинкам. Закрепление понятия «предложение», коррекция
логического мышления, слухового внимания. Игровое задание «Сокращайте
предложение на одно слово» на развитие слухового внимания, умения
отделять от предложения по одному слову. Игровое упражнение «Учимся
считать слова в предложениях» (демонстрационный материал карточки с
цифрами на каждого ребёнка). Игровое задание «Закончи предложение» на
развитие умения составлять предложения, дополнив их по смыслу. Чтение
рассказов по мнемотехнике.
РАЗДЕЛ 2. «Звуко-буквенный этап»
Тема 4. «Дифференциация гласных звуков от согласных»
Практика. Дифференциация гласных звуков от согласных. Дать понятие
основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по длительности
и краткости произношения и т.д. Учить производить анализ односложного
слова. Игровые упражнения на выделение гласного из слова и первого звука
слова. Игровое задание «Чудесный дом». Пропевание гласных звуков в виде
песенки. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и в этот
момент поднимай красный кружок».
Тема 5. «Звук и буква «А». «Звук и буква «О».
Практика. Актуализация знаний детей о звуках и буквах «А», «О».
Закрепление зрительного образа букв. Анализ гласных звуков «А», «О».
Выделение звуков «А» и «О» из начала, середины, конца слова. Подбор слов,

которые начинаются на данные звуки. Игровое задание «Запомни слово» по
схеме. Игровое задание «Из слов сбежала буква «А», «О». Подчёркивание
буквы «А» в ряду других букв и символов, закрашивание буквы «О» в
словах. Закрепление навыков слогового и звуко-буквенного анализа.
Тема 6. «Звук и буква «У». Сочетание «АО», «АУ», «УА»
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве «У». Выделение
звука «У» из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук.
Знакомство со схемой слова и дальнейший подбор слова к соответствующей
схеме. Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги.
Звукобуквенный анализ и синтез слов со звуком «У». Игровые задание
«Хлопни, когда услышишь звук «У» в словах», «Найди картинку со звуком
«У». Соединение гласных звуков в слоги «АО», «АУ», «УА».
Тема 7. «Звуки [М] и [М'], буква «М». Закрепление знаний об изученных
буквах и звуках (А, О, У)
Практика. Обогащение и уточнение знаний о звуках [М] и [М'] и букве «М».
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный
звук. Выделение первого звука в словах. Работа с азбукой. Игровое задание
«Найди слово на звук «М» на картинке». Закрепление образа изученных букв
(А, О, У и буквы М).
Тема 8. «Звуки [С] и [С'], буква «С». Закрепление знаний об изученных
буквах и звуках (А, О, У, М).
Практика. Актуализация знаний детей о звуках [С] и [С'] и букве «С».
Знакомство с составлением звуковых схем слов. Закрепление и уточнение
образа буквы «С». Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение
определять местоположение звуков в слове. Совершенствование навыков
чтения, звукового анализа, звуко-буквенного анализа и синтеза. Игровые
задания «Составь слоги», «Лишнее слово».
Тема 9. «Звуки [Х] и [Х'], буква «Х». Закрепление знаний о звуках и
буквах (М, С).
Практика. Уточнение и обобщение знаний детей о букве «Х» и звуках [Х] и
[Х']. Закрепление знаний о ранее изученных звуках и буквах (М,С). Деление
слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия
звука «Х» в словах. Запоминание слов с заданным звуком. Работа над
умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других знаков
слова. Составление слов из букв разрезной азбуки. Совершенствование
навыков чтения, звукового анализа, звуко-буквенного анализа и синтеза.
Тема 10. «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р». Закрепление знаний о звуках и
буквах (С, Х)

Практика. Актуализация знаний детей о звуках [Р] и [Р'] и букве «Р». Учить
детей производить анализ звука «Р». Игровые упражнения на закрепление
понятия «твёрдость и мягкость звука «Р». Игровые упражнения «Найди звук
«Р» на картинке из названий предметов, на слух. Тренировка слуховой
памяти, фонематической дифференциации и фонематического слуха.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового анализа, чувства
ритма. Работа с магнитной азбукой.
Тема 11. «Звук и буква «Ш». Закрепление знаний о звуках и буквах (Х,
Р)
Практика. Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к
самостоятельному анализу звука Ш. Подбор слов на заданный звук.
Закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными
буквами. Умение анализировать и проговаривать изолированно каждый звук
слова, выделять и дифференцировать звук «Ш» от акустически схожих
звуков. Определение места звука в слове с использованием звуковой
линейки. Развитие навыков плавного чтения. Совершенствование слогового
и звуко-буквенного анализа слова, звукового синтеза.
Тема 12. «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л».
Закрепление знаний о звуках и буквах (Р, Ш)
Практика. Уточнение и закрепление знаний о букве «Р» и «Ш».
Систематизация знаний детей о звуках [Л] и [Л'], букве «Л». Закрепление
зрительного образа буквы. Определение места звука «Л» в словах при
помощи звуковой линейки. Познакомить с обозначением твёрдых и мягких
согласных при составлении звуковых схем, анализе слов. Игровые
упражнения «Найди картинку» на запоминание и воспроизведение слов с
заданным звуком, «Измени окончание слова», решение кроссворда.
Совершенствование навыков чтения. Развитие умения выделять гласные из
слов по первым звукам называемых слов.
Тема 13. «Звуки [Н], [Н'] и буква «Н». Дифференциация гласных звуков
от согласных
Практика. Актуализация знаний детей о звуках [Н], [Н'] и букве
«Н». Игровые упражнения на закрепление понятий «Гласные звуки».
Закрепление образа буквы «Н» и составление слов из изученных букв.
Игровые упражнения на выделения гласных звуков из слов. Составление
нового слова по первым звукам названий картинок. Деление слов отгадок на
слоги. Чтение прямых и обратных слов в занимательной форме.
Совершенствование умения работать со схемами слов, звуковыми
линейками.
Коррекция общей моторики, зрительного и слухового внимания, голоса,
фонематического слуха, слогового анализа, буквенного синтеза.

Тема 14. «Звук и буква «Э». «Звук и буква «Ы»
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о звуке и букве «Э», о ее
роли при смягчении согласных. Уточнение и закрепление знаний детей о
звуке и букве «Ы». Анализ сходства и различия буквы «Э» с похожими по
написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание ребусов
по первым звукам в словах, деление отгадок на слоги. Чтение слов «по
цепочке».
Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое
мышление,
фонематический
слух,
фонематическое
восприятие.
Совершенствовать навыки чтения.
Тема 15. «Звук и буква «Ю». «Звук и буква «Я»
Практика. Обобщить и систематизировать знания детей о звуках и буквах
«Ю», «Я». Работать над подбором пропущенной буквы «Ю» и «Я» в словах.
Совершенствовать навыки конструирования буквы «Ю», умения
анализировать ее элементы. Уточнить роль буквы «Я» при смягчении
предыдущего согласного. Представление «Я» как буквы, слога и слова.
Работать над составлением слов из «рассыпавшихся» букв. Подбирать слова,
где «Ю» и «Я» находятся в слове в разных позициях. Совершенствовать
навыки чтения. Работа со словами с пропущенными буквами «А» или «Я».
Решение ребусов. Анализ предложения, изменение его состава в сторону
уменьшения.
Тема 16. «Звук и буква «Е». «Звук и буква «Ё»
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о звуке и букве «Е», о ее
роли при смягчении согласных. Уточнение и закрепление знаний детей о
звуке и букве «Ё», анализ сходства и различия буквы «Ё» с похожими по
написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание
ребусов, деление отгадок на слоги. Чтение слов из стилизованных букв; «по
цепочке».
Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое
мышление,
фонематический
слух,
фонематическое
восприятие.
Совершенствовать навыки чтения.
Тема 17. «Звук и буква «И», звук и буква «Й»
Практика. Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их отличия
от согласных, о звуке и букве «И», об её роли при смягчении предыдущего
согласного. Систематизация знаний о звуке и букве «Й». Знакомство с
характеристикой звука. Подбор детьми слов со звуком Й в разных позициях.
Совершенствование навыков чтения слогов и слов, написанных в
занимательной форме «по спирали». Составление слов на заданный звук.
Развитие мышления (классификация), обогащение словарного запаса.

Тема 18. «Звуки [З], [З'] и буква «З». Дифференциация звуков [С] - [З]
Практика. Расширение знаний о звуках [З], [З'] и букве «З». Ориентация
детей на самостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука.
Определение звука при помощи звукового ряда. Составление слов из
рассыпных слогов, из букв, стоящих не по порядку. Игровые упражнения на
различение изолированных звуков «С – З», а также – в слогах, в словах.
Закрепление навыка самостоятельного анализа и сравнения звуков.
Выделение заданного звука из слова, из названия картинок. Деление слов на
слоги. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Развитие памяти, звукового анализа, фонематического восприятия и
фонематического слуха, зрительного восприятия.
Тема 19. «Звуки [К] и [К'] и буква «К» - звуки [Г] и [Г'] и буква «Г»
Практика. Обобщение знаний детей о глухих и звонких согласных звуках.
Систематизировать знание детей о звуках [К] и [К'] и букве «К»; звуках [Г] и
[Г'] и букве «Г». Учить детей делать звукобуквенный анализ и синтез слов.
Совершенствовать навыки чтения, умение различать на слух слоги с
наличием согласных, сходных по акустическим признакам. Учить подбирать
слова на заданный звук в начале слова. Изменять слова путём прибавления
звука в конце слова. Чтение «по ступенькам». Упражняться в составлении
слов из слогов, звуковых схем. Подбор пропущенной буквы, чтение слов.
Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления,
фонематического слуха и фонематического восприятия, ассоциативных
представлений. Коррекция звукового анализа и синтеза.
Тема 20. «Звуки [Д] и [Д'] и буква «Д» - звуки [Т] и [Т'] и буква «Т»
Практика. Знакомить детей и закреплять знания о звуках [Д] и [Д'] и букве
«Д»; звуках [Т] и [Т'] и букве «Т». Активизация детей для самостоятельного
анализа звучания и артикуляции звука.
Анализ буквы «Д», сравнение буквы с похожими по написанию.
Дифференциация твёрдого и мягкого вариантов звука «Т». Составление слов
из рассыпавшихся букв, из слогов, переставленных местами. Добавление
первого пропущенного звука в слова. Составление звуковой схемы слов.
Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, буквенный гнозис,
звуко-буквенный анализ, синтез, фонематический слух, память. Развивать
слоговой анализ и синтез, навыки чтения. Развитие воображения.
Тема 21. «Звуки [П] и [П'] и буква «П» - звуки [Б] и [Б'] и буква «Б»
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о
звуках [П] и [П'] и букве «П». Учить представлять букву, соотносить её с
окружающим предметом. Определение места звука «П» в слове при помощи
цифрового ряда. Систематизация знаний о звуках [Б] и [Б'] и букве «Б».
Совместный анализ звука. Закрепление навыков чтения, подбор слов на
заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твёрдость звучания

звука. Работа по поиску врисованной буквы, помещению ее в слова. Чтение
слогов, слов, коротких предложений. Составление звуковой схемы слов.
Коррекция зрительного буквенного гнозиса, развитие навыков чтения, звукобуквенного синтеза и анализа; слогового анализа, слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Тема 22. «Звуки [В] и [В'] и буква «В» - звуки [Ф] и [Ф'] и буква «Ф»
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о звуках [В] и [В'], букве
«В», по твёрдости – мягкости произношения. Актуализация знаний детей о
звуках [Ф] и [Ф'], букве «Ф». Подбор слов на данный звук. Развитие навыков
конструирования. Чтение слогов, слов, написанных буквами разного наклона,
цвета, размера. Деление слов на слоги в игре с движением. Решение
кроссворда. Прочтение деформированных предложений.
Развитие логического мышления, мелкой моторики, творчества,
фонематического слуха. Развитие слухового внимания, ассоциативного
мышления, тактильных ощущений.
Тема 23. «Звук и буква «Ж». Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве «Ж». Активизация
детей к самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения
звука «Ж» в словах. Чтение слогов и слов предложений, слов написанных
«по спирали». Составление слов из звуков, находящихся в разных словах в
определённой последовательности. Работа со словами, в которых пропущен
звук. Закрепить умение соотносить звук и букву.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звуко-буквенный
анализ, звуковой синтез, связную речь.
Тема 24. «Звук и буква «Ц»
Практика. Актуализировать знания детей о звуке и букве «Ц». Закрепить
зрительный образ буквы «Ц». Классифицировать слова по наличию в них
звука «Ц», закрепление навыка деления слов на слоги, совершенствование
умения анализировать слово по звуковому составу. Совершенствование
навыка чтения. Работа по поиску врисованной буквы, помещению ее в слова.
Развитие умения составлять предложения.
Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавание) и звуко-буквенного
синтеза. Коррекция памяти, слухового внимания, фонематического
восприятия, связной речи, мелкой моторики.
Тема 25. «Звук и буква «Ч» - звук и буква «Щ». Дифференциация звуков
[Ч] - [Щ]
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве «Ч». Учить детей
вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Актуализация знаний детей о
звуке и букве «Щ». Анализировать звуки «Ч» и «Щ». Упражнять детей в
составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе
слов с определенным звуком. Учить детей выделять звуки «Ч», «Щ» из

названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуками
«Ч», «Щ». Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в
предложении по порядку.
Тема 26. «Буква «Ь» и «Ъ»
Практика. Уточнение и систематизация знаний детей о буквах «Ь» и «Ъ».
Подбор слов, в составе которых есть эти буквы. Выделение на слух слов с
мягким и твердым знаком в середине и в конце. Поиск предметов, в названии
которых есть мягкий знак. Добавление буквы «Ь» к концу слова. Чтение
слов, спрятанных в предметы. Изменение формы глагола. Поиск глаголов в
ряду других слой. Составление звуковых схем. Узнавание букв «Ь», «Ъ» на
«зашумленном фоне» и среди букв, врисованных друг в друга.
Коррекция зрительного гнозиса, слуховой памяти, фонематического слуха.
Развитие звукового анализа, буквенного анализа. Развитие слухового
внимания, логического мышления, чувства стихотворного ритма, навыков
чтения.
Тема 27. «Закрепление знаний об изученных гласных и согласных
звуках».
Практика. Игровые упражнения на дифференциацию гласных от согласных
звуков, закрепление особенностей их различия. Составление слова из первых
звуков других слов. Определение количества звуков при помощи цифрового
ряда. Деление слов на слоги. Выделение первого звука из слов. Подбор
пропущенных гласных в слова. Пересказ по опорной схеме.
Коррекция логического мышления на материале загадок. Развитие связной
речи, зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха.
Совершенствование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

РАЗДЕЛ 3. «Итоговые занятия»
Тема 28. «Чтение слов и коротких фраз, игровые упражнения»
Практика. Совершенствовать умения и навыки чтения у детей,
прочитывать самостоятельно предложения по тексту, короткие рассказы.
Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Тема 29. «Работа с известными детскими книгами. Чтение названий
известных детских авторов»
Практика. Приобщить детей к культуре чтения посредством формирования
у ребёнка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучению
самостоятельного
выбора
книг,
внимательному
и
вдумчивому
прослушиванию, а также помощь в понимании прочитанного.
Тема 30. «Диагностика»
Проведение заданий с детьми по выявлению уровня владения навыками
чтения.
Учебный план «Логика»
Временной период
В неделю
В месяц
В год

Количество занятий
(длительность занятия 30 мин.)
2
8
72
Контроль за реализацией программы

Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины
по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на
эталон.
На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные
отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы
деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не
объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения
свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум
свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому
можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа.
С помощью воспитателя выражает в речи логические связи,
предполагает изменения в группах предметов, величин. Не проявляет
инициативы и творчества.

Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по
одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в
речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и
уменьшение.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на
преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Ожидаемые результаты
Дети должны уметь определять:
•
размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий,
низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу
(тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой,
маленький);
•
геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических
фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый,
треугольный, квадратный, четырехугольный;
•
логические связи между группами предметов по размеру, форме
(низкие, но толстые; у квадратов сторон больше, чем у треугольников);
нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной,
треугольной форм;
•
связи между изменениями (сменой) основания группировки и
количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по
форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с
определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру - 2
группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось;
•
обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру:
отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам
четырехугольной формы, определенной тяжести и т.д.
•
целенаправленно зрительно и осязательно-двигательным способом (с
выключенным зрением) обследовать геометрические фигуры, предметы с
целью определения формы;
•
самостоятельно находить и применять способ определения формы,
размера предметов, геометрических фигур; выделять идентичный объект
(такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по
словесному описанию, схематическому изображению;
•
самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур;
выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер;

•
группировать предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию
одного и отсутствию другого свойства («Все большие — красные»,
«Большие не красные»).
•
обобщать 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам: размеру,
количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех красных и
высоких столбиков по 4»).
Содержание программы «Умники и умнички»
Краткое описание разделов и тем занятий (логика):
1. Анализ – синтез.
Цель: учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (корова - теленок, собака
- щенок). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй узор). Поиск
противоположностей (холодный – горячий, медленно - быстро). Работа с
пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных
палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель: учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей.
Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий - большой – маленький,
длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже,
дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями - «такой же», «самый».
Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель: учить выделять один или несколько предметов из группы по
определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только синие цветы», «найди все
некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель: учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые
знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель,
посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель: учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую
деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание
картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель: учить распределять предметы по группам по их существенным
признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование
ими.
Игры и упражнения: «Танграм», «Назови одним словом», «Четвертый
лишний», «Найди по размеру», блоки Дьенеша.
7. Умозаключения.
Цель: учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать
расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в
явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но
плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и
заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому
что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
8. Повторение изученного материала. Диагностика.
Цель: закреплять у детей обобщающие понятия, умение
мысленно
устанавливать сходства и различия между предметами, умение мысленно
объединять и предметы в группы по их свойствам, умение выявлять
закономерности. Оценить уровень развития логического мышления детей
по тестам Белошистой А.В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация программы дополнительного образования по обучению
чтению дошкольников и развитию логического мышления «Умники и
умницы» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений
фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных
артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению
представлений обо всех буквах алфавита;
сознательному овладению
навыками аналитического чтения; расширению объема внимания и
восприятия; развитию памяти и логического мышления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 - 6 лет. М.:
«Гном и Д», 2000.
3. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5 - 6 лет. М.:
«Гном и Д». 2000.
4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.:
«Гном и Д», 2000.
5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
6. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 6 лет к обучению
грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
7.Е.Л. Носова, P.JI. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»,
изд. 2-е исправленное и дополненное, СПБ. «Детство-Пресс», 2002г.
8.Воскобович В. В. «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я», СПб.:
«ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1999.
9.Никитин Б.А. «Развивающие игры», СПб., 1996г.
10.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы», СПб., 2002г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».